Тест Д.Векслера для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children (WISC)) является широко используемой в клинической и общей психологической практике методикой для оценки общих интеллектуальных способностей ребенка. Согласно последним опросам зарубежных психологов, тест WISC и его аналог WAIS входят в пятерку наиболее часто используемых диагностических инструментов.
Данный тест имеет длинную историю: его первый вариант был разработан Д.Векслером в 1949 году, выходило несколько перебаботанных и доработанных версий, последняя, четвертая, версия WISC увидела свет в 2003 году. В нашем центре используется русская версия теста, адаптированная А.Панасюком и доработанная Ю.Филимоненко и В.Тимофеевым в 1992 году.
Тест направлен на диагностику детей от 5 до 16 лет, проводится индивидуально с ребенком, диагностика занимает около 80-100 минут. По его результатам специалист вычисляет общий показатель интеллекта (FS IQ), показатель вербального интеллекта (VIQ) и показатель невербального интеллекта (PIQ) с помощью специальных таблиц вычисления, а также профиль выполнения субтестов. По этим показателям можно судить об уровне развития интеллектуальных способностей ребенка, наличии/отсутствии задержки в развитии и равномерности/неравномерности развития различных способностей, сильных и слабых сторонах ребенка.
Проведение теста WISC в сочетании с более специализированными нейропсихологическими тестами входит в международные стандарты прехирургической диагностики детей с фармакорезистетной формой эпилепсии и оценки отдаленных результатов лечения. Кроме того, данные WISС обладают высокой ценностью при постановке дифференциального диагноза о задержке и отставании в развитии ребенка.
Тест состоит из 12 субтестов, разделенных на 2 группы: вербальные и невербальные. Каждый тест включает от 10 до 30 вопросов, расположенные по принципу увеличения сложности. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общие знания о мире, ориентировку в социально значимых ситуациях, арифметические способности, мышление, воспроизведение прямых и обратных рядов, словарный запас. К невербальным субтестам относятся шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур, кубики Кооса, решение лабиринтов.
Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать индивидуальные данные в сопоставлении с данными на нормативной выборке.
В ходе тестирования специалист фиксирует не только количественные характеристики (например, время, правильность ответа), но и качественные особенности выполнения субтестов (ошибки, поведение ребенка, нейродинамические показатели деятельности). Сочетание количественной и качественной диагностики дает возможность специалисту понять проблемы ребенка, лежащие за низкими баллами в субтестах, найти индивидуальный подход к ребенку и пути преодоления его трудностей.